Наверх

Работает на экспорт

Дата публикации: 09 Января 2020 Распечатать

По словам генерального директора ООО «Транснефть – Порт Козьмино» Дениса Чеплянского, в 2019 году через порт Козьмино планируется отгрузить 33,2 млн тонн, для сравнения в 2018 году этот показатель составил 30,4 млн тонн. 28 декабря 2019 года предприятие отметило десять лет с момента запуска дальневосточного терминала ПАО «Транснефть» в эксплуатацию.

История создания

Решение о сооружении в Находке специализированного морского нефтеналивного порта Козьмино было принято в 2007 году, спустя три года после распоряжения о строительстве ВСТО. Подготовительные работы начались в мае 2008 года. На территории общей площадью 144 гектара предстояло построить всю необходимую инфраструктуру. Сроки были очень сжатыми — высокотехнологичный терминал предстояло ввести в эксплуатацию уже через полтора года, поэтому строительство шло сразу по всем направлениям.

Размещение объекта именно в бухте Козьмина в Партизанском районе Приморья было обусловлено тем, что территория находится в отдалении от заповедников и природных парков. Кроме того, удалена от крупных населенных пунктов. Современные технологии хранения и перекачки нефти обеспечивают необходимые условия для сохранения экосистемы бухты и прилегающей территории. Короткое транспортное плечо обеспечивает импортерам серьезную экономию средств.

Производственные мощности

Сегодня порт представляет собой три крупные производственные площадки: это площадка приема нефти, нефтебаза, береговые и причальные сооружения. Налив производится у двух причалов терминала, они позволяют принимать танкеры водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн. Проведенные в 2017 году мероприятия по увеличению емкости резервуарного парка и дноуглубительные работы позволили в перспективе увеличить мощность по перевалке нефти в порту до 36 млн тонн в год.

Суда с российской нефтью сорта ESPO (ВСТО) ежедневно отправляются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Японию, Южную Корею, Малайзию, Сингапур, Новую Зеландию, Таиланд, США.

Экология под контролем

На береговых и причальных сооружениях порта применяется технология очистки выбросов в атмосферу от паров нефти, образующихся при погрузке танкеров — рекуперация паров углеводородов. В ее основе лежит процесс их адсорбции активированным углем с последующей вакуумной десорбцией и повторной жидкостной абсорбцией в нефти. Благодаря этому удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ежегодно снижается. Ежегодно на установке рекуперации паров нефти улавливают до десяти тысяч тонн летучих углеводородов.

В бухте Козьмина, всего в 250 метрах от нефтеналивного терминала, расположился участок марикультуры. Он создан для проведения биомониторинга среды обитания морских гидробионтов в зоне влияния производственной деятельности порта.

Оценка качества морской среды, как правило, проводится химико-аналитическими методами, которые дают однозначные данные качества воды по проверяемым показателям. Однако результаты химических анализов относятся к качеству морской воды непосредственно в момент ее оценки. Это снижает возможность определения степени реальной опасности воздействия на природные экосистемы. Следует учитывать влияние не только техногенных, но и природных факторов. Поэтому в порту разработан и внедрен проект комплексного мониторинга состояния морской экосистемы при помощи ее непосредственных обитателей — морских гидробионтов (гребешка приморского, мидии тихоокеанской, ламинарии японской, морских серых и черных ежей).

Технология экологического мониторинга создана совместно с московским ООО «НИИ Транснефть» и учеными ТИНРО-центра, расположенного во Владивостоке. В 2018 году ООО «Транснефть — Порт Козьмино» получило патент на изобретение «Способ биологического мониторинга состояния экосистем акватории бухты Козьмина с использованием в качестве тест-объектов морских гидробионтов».

Кадры решают все

В нефтепорту Козьмино трудятся 774 человека, 93 процентов из них — это жители Дальневосточного федерального округа. Политика предприятия в отношении персонала направлена на сохранение и удержание опытных работников. Переподготовка кадров проходит на основе потребности предприятия в специализированных учебных заведениях, прошедших аккредитацию ПАО «Транснефть». Центрами переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов являются вузы, имеющие соглашение о долгосрочном сотрудничестве с компанией. Всего в 2019 году было обучено 776 работников. Затраты на это составили 11, 8 миллиона рублей.

Впереди - новые достижения

Главная задача предприятия – это обеспечение бесперебойной и безопасной отгрузки нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Также в числе основных - активная реализация мероприятий по охране труда, охране окружающей среды, развитие и модернизация портовой инфраструктуры, обеспечение надежности товарно-транспортных операций. Спрос на нефть марки ESPO (ВСТО) растет, услуги нефтепорта становятся все более востребованными. 27 ноября 2019 года нефтепровод ВСТО был выведен на максимальную проектную мощность. Порт Козьмино, являющийся конечным пунктом магистрального нефтепровода, подтвердил готовность к началу приема увеличенных объемов российской нефти ESPO.

"Российская газета"