Наверх

Нефтепорт Козьмино прошел проверку учениями

Дата публикации: 28 Августа 2020

Комплексные учения по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного характера прошли в нефтепорту Козьмино. Участие в них приняли свыше 100 человек, была задействована спецтехника (20 единиц), различные механизмы и устройства, включая боновые заграждения и скиммеры (нефтесборные системы).

Учения развернулись в районе 6,2 километра нефтепровода «Шлейф на нефтебазу». По сценарию во время транспортировки нефти на одном из участков трубопровода произошла частичная разгерметизация. В результате «происшествия» был зафиксирован выход нефти в окружающую среду условным объёмом около 28 тысяч кубометров на площади порядка 140 тысяч квадратных метров. При этом учебная задача была дополнительно усложнена -- условно нефть попала в расположенный рядом ручей.

Службам ООО «Транснефть – Порт Козьмино» и ООО «Транснефть – Сервис» предстояло оперативно локализовать масштабный аварийный разлив. Также отработать тактику и слаженность совместных действий в экстремальных ситуациях и ещё раз доказать, что персонал и спецтехника портовиков могут работать даже в самых сложных условиях.

Прибывшие в район проведения работ специалисты и бригады нештатного и профессионального аварийно-спасательных формирований оперативно развернули оборудование и механизмы. Одновременно организовали жилой городок - два мобильных домика с полным санитарно-бытовым обслуживанием. В учебную задачу экологов входил регулярный мониторинг почвы и атмосферного воздуха. Работы проходили сразу на двух условных сухопутных локациях, расстояние между которыми составляло полтора километра.

О задачах персонала линейной аварийно-эксплуатационной службы ООО «Транснефть - Порт Козьмино» рассказывает Денис СИТНИК.

- Необходимо экскаватором вскрыть грунт, приварить к трубопроводу временный вантуз, затем подсоединить сборно-разборный трубопровод и передвижную насосную установку с двухкилометровым плоскосворачиваемым рукавом. С помощью этих механизмов мы условно откачаем нефть за пределы задвижки, остановив её выход наружу. Далее на месте условного повреждения предстоит выкопать котлован, найти течь, очистить и вывезти грунт на специализированный полигон. После вырезки и замены поврежденной части трубопровода проведём дефектоскопический контроль и снова введём нефтепровод в эксплуатацию, - рассказал собеседник.

Задача, конечно, не из простых. Только на откачку нефти требовалось десять часов работы насосной установки. За это время она должна была перегнать через себя почти 3700 кубометров.

- В подобных мероприятиях сотрудники нефтепорта участвуют регулярно. К примеру, тактические учения для аварийно-спасательных формирований у нас проводятся раз в месяц. Сегодняшние учения квалифицированы как комплексные (проверочные), их организовываем раз в три года, но каждый раз виден результат ежемесячных тренировок. Такие занятия максимально приближены к реальным условиям. Специальная комиссия оценит действия работников в условной ЧС и уровень профессиональной компетентности, - пояснил руководивший учениями главный инженер ООО «Транснефть – Порт Козьмино» Константин ЗАЙЦЕВ.   

За более, чем десять лет работы нефтепорта здесь ни разу не случалось нештатных ситуаций. Контроль за технологическими параметрами работы трубопровода осуществляется круглосуточного. К примеру, вдоль трубопровода по всему периметру на расстоянии одного метра установлен оптоволоконный кабель с высокой степенью чувствительности. Если на трубопровод ступает нога человека, заходит какая-нибудь техника или дикие животные, датчики автоматически передают сигнал диспетчеру. Это позволяет своевременно принять меры и не допустить нарушение целостности конструкции трубопровода. Кабель также реагирует на изменение температуры и, в случае разгерметизации трубы, система обнаружения утечек оперативно «сообщит» об этом. В автоматическом режиме перекроются задвижки и работа поврежденного участка трубопровода будет заблокирована.

Между тем события стремительно разворачивались на второй локации. Поскольку условная нефть в результате аварии разлилась по всему рельефу, часть её уже попала в расположенный по соседству с трубопроводом ручей. Чтобы «загрязнение» не пошло дальше, спасатели оперативно развернули береговые и прибрежные боновые заграждения. Скиммер вовсю «наматывал» на волокнистые щётки условно разлившуюся по ручью нефть, которая затем автоматически перекачивалась во временные ёмкости.

- Основная задача нашего подразделения - защита ручья от дальнейшего загрязнения. Накануне учений прошёл сильный дождь, в водоеме стало больше воды, и значительно увеличилась скорость течения. Это несколько затруднило работу, но профессиональные спасатели успешно справились со всеми трудностями. С поверхности воды «нефтяные пятна» ликвидированы, организован вывоз загрязненного грунта. Аварийные бригады отремонтировали «поврежденный» участок трубопровода, - говорит начальник отдела промышленной безопасности и производственного контроля ООО «Транснефть - Порт Козьмино» Андрей СОКОЛОВ.

Подводя итоги комплексных учений, Константин ЗАЙЦЕВ отметил, что поставленные задачи выполнены успешно и в полном объёме. Участники продемонстрировали высокий уровень готовности к устранению возможных ЧС. Локализация условного разлива нефти и восстановление работоспособности нефтепровода завершены в нормативные сроки.

 

Газета "Находкинский рабочий"